Гостевая книга  ||  Метафорум   ||  Написать автору  ||   Die Metapher und Das Gestalt

Искусство метафоры

Искусство метафоры  |  Содержание   ||  Авторская  |  Чтения  |  Мнения  |  Разное  |  Ссылки  ||  Хвост ящерки

 

Какая она

Где она обитает

Зачем она нужна

Как ее изловить

:Метафора для детишек


Какая она

Обычно метафорой называют какое-нибудь красивое сравнение. Когда говорят, что дети - это цветы жизни,  это метафора. Или вот еще метафора: яркий закат похож на пожар. Метафора - необычное, звучное слово. Оно греческое (и как древние греки умудрились придумать столько красивых слов!) и в переводе означает "перенос". Нужно разобраться, что и куда переносит метафора. Об этом легко догадаться:  мы смотрим на закат солнца, небо в яркой вечерней заре и нам это напоминает настоящий огонь. Можно представить, что весь горизонт горит в огромном пожаре. Мы взяли и перенесли огонь туда, где его по-настоящему нет. Часто школьный дневник называют лицом ученика, вы знаете. Подумайте, что бы это значило? Что, вы надеваете дневник на голову как маску? Совсем нет. Просто это тоже метафора. Если человек неаккуратен, несерьезно относится к учебе и записыванию домашних заданий, то это сразу видно по его дневнику. И также, говорят, что по лицу человека видно его характер. Поэтому можно образно сказать, что дневник - лицо ученика. Тут мы берем и переносим лицо совсем не туда, где оно есть на самом деле.

Где она обитает

Метафоры и сравнения очень часто встречаются в жизни, их очень много в стихах и в сказках, например, "Встань передо мной как лист перед травой!" Даже в наших обычных разговорах очень много незаметных метафор. Вот приглядитесь, например, к таким словам: "простой как пять копеек" или "ходит загруженный". Понятно, что загруженным на самом деле может быть грузовик или вагон, но не человек. Но так говорят.
Очень много метафор в разных произведениях искусства, и не только в литературе, но даже и в живописи и музыке. Например, часто говорят, что иногда гитара издает звуки, похожие на плач, и этот эффект часто используют в рок-музыке, в результате гитарный звук становится метафорой звуков человеческого голоса. Говорят, что талантливые люди чаще других пользуются метафорами, меткое сравнение помогает изобретать и выдумывать шутки. Например, смешные прозвища учителей в школе часто бывают просто метафорой. У нас был учитель географии, такой рассудительный и спокойный, что-то даже было в нем английское, и его называли Бэримор - по имени слуги сэра Генри Баскервиля из фильма "Собака Баскервилей". Это было меткое сравнение и нормальная метафора.

Зачем она нужна

Для этого она и нужна: чтобы выразительно описать человека, пейзаж или любую ситуацию. Хорошая метафора экономит слова, позволяет сказать мало, но хорошо. Для всех, кто хочет научиться выразительноя, яркой речи, нужно уметь выдумать метафору.
Образность метафоры привлекает внимание и люди творческих профессий умеют этим пользоваться. Если поэт умеет придумать рифму, но не может сочинить образное сравнение, его стихи останутся просто стихоплетством. То же самое касается и других видов искусства.
Очень важно уметь придумать сравнение или метафору изобретателям, хотя в наше время для любого дела важно уметь придумать нечто новое. Меткое сравнение помогает иначе взглянуть на привычное, найти новые грани, и в результате в голову приходят нестандартные идеи.

Как ее изловить

Придумать метафору не трудно: они придумываются сами. Нужно только не мешать своей голове ее выдумать. Но есть одна хитрость: когда придумывается хорошая метафора, кажется, что она относится только к тому, о чем ее сочинили. Например, если учителю географии дали прозвище Бэримор, то кажется, что это прозвище относится только к учителю. На самом деле, если мы дали такое прозвище нашему учителю, то мы автоматически дали себе прозвище сэра Генри, а школу вообразили замком Баскервилей. Наверное, это смешное сравнение поэтому нам и понравилось, хотя об этом никто не говорил прямо. Вот в чем фокус: если мы кого-то в своей компании шутливо называем тормозом, то значит, кто-то другой в ней - руль и педаль газа. Так что придумывая метафору или сравнение, нужно помнить не только о том предмете или человеке, о котором мы ее придумываем, но и о его окружении, о том, где и в каких условиях он находится. Допустим, мы хотим придумать метафору для, того, чтобы рассказать в сочинении о глазах своей любимой девушки, которая по характеру добрая и непосредственная. Если думать только о глазах и не помнить всю остальную девушку, то сравнение получится глупое и даже смешное: например, глаза у нее серые, с голубоватым отливом, вы станете думать о том, на что похож цвет ее глаз, посмотрите вокруг и взгляд упадет на машину цвета металлик за окном. Что тогда получается? "У моей любимой глаза цвета металлик". Если сказать это о хорошей доброй девченке, получится смешно - ее характер мы в этом сравнении не учли. Другое дело, если ваша любимая крута и гоняет на модной машине. Тогда сказать, что у нее глаза цвета металлик будет в самый раз.
Вот и все, ничего трудного. Главное не забывать, что метафора или сравнение относятся не только к предмету, но и ко всему, что его окружает.

наверх